пятница, 20 мая 2016 г.

" За закрытыми дверями " мастерская Римаса Туминаса

В период с 16 по 19 мая 2016 года на Новой сцене театра им. Вахтангова проходил премьерный показ дипломных спектаклей выпускников режиссерской мастерской Римаса Туминаса. Спектакль " За закрытыми дверями ", поставленный 22-летним режиссером Хуго Эрикссеном по одноименной пьесе Ж.- П.Сартра, смотрится на одном дыхании, не отпускает. На сцене три персонажа - мужчина и две женщины, ранее не знакомые друг с другом, а теперь - оказавшиеся вместе в какой-то запертой снаружи комнате. Несколько стульев, запертая дверь и трое не раскаявшихся грешников.Ничего лишнего, отвлекающего глаз. Все внимание зрителей сконцентрировано на драматизме развивающегося действия и филигранной игре актеров. Оказывается, запертая комната - это АД, в который персонажи попали после смерти - за свои грехи. И вот они ждут, когда за ними придет палач, чтобы увести на адские пытки и мучения. Первоначально именно так они представляют свое будущее. А пока - напряженно общаются, стараются побольше узнать друг о друге. Начинаешь понимать, почему их поместили вместе. Каждый из героев при жизни строил свои отношения с близкими людьми по принципу "палач - жертва", выступая в роли палача. Мужчина, например, довел жену своими постоянными изменами и пьянством до самоубийства. " Послужной список " греховных деяний дам - не менее впечатляющий. Постепенно персонажи начинают раздражать, а потом - и вовсе ненавидеть друг друга, видя в собеседнике свое неприглядное отражение. Им невыносимо существовать вместе  в ЗАМКНУТОМ пространстве. Ощущая дикий страх и безысходность, они на каком-то этапе пытаются наладить отношения, поддержать друг друга. Тщетно, ничего не получается. Героям дана возможность видеть свое земное прошлое. И теперь, с ужасом взирая на свои кошмарные земные деяния, они искренне хотят изменить былое, исправить ошибки. Но это уже, увы, невозможно. Прошлого не вернуть, всему свое время. Грешники страдают, мучаются и продолжают люто ненавидеть друг друга. Мужчина в отчаянии ломится в запертую дверь, он согласен на любые другие муки, лишь бы его забрали отсюда. Но двери закрыты - эта запертая комната и есть их АД, который будет продолжаться бесконечно. При жизни эти люди устраивали ад своим близким, а теперь, после смерти, обречены ежедневно, ежеминутно мучится и творить ад друг для друга. И конца этому - нет. Поставлен спектакль динамично, эмоционально-выдержанно и очень профессионально. В нем ощущается гармония чувств и разума, объемность режиссерского мышления. Великолепно - ярко и достоверно играли актеры, их долго не отпускали.  Особо хочется выделить Полину Кузьминскую. Бесспорно, это восходящая звезда.

вторник, 17 мая 2016 г.

" Юбилей ювелира "


 Спектакль " Юбилей ювелира ", который Константин Богомолов поставил к 80-летнему юбилею Олега Табакова ( по его просьбе ), получился немного печальным и чуточку ироничным. Почти камерным, сделанным как-бы на полутонах. Действие происходит в одной комнате. На протяжении всего спектакля на сцене беседуют трое - старый ювелир, готовящийся встретить свое 90-летие ( Олег Табаков ), его жена ( Наталья Тенякова ) и сестра-сиделка ( Дарья Мороз ). Иногда главный герой вспоминает былое. Все тихо и спокойно, даже несколько статично, а зал замер, зрители вслушиваются напряженно, загипнотизированные происходящим, боясь пропустить даже реплику.

Над головами актеров - четыре экрана, показывающие в режиме " прямой трансляции " крупные планы действующих лиц с четырех различных точно выверенных ракурсов, что органично дополняет и усиливает восприятие происходящего. Время от времени транслируемое изображение исчезает, свет на сцене гаснет и экраны опускаются вниз, на край театральных подмостков. И тогда на экранах появляется текст - лаконичный, интересный, акцентирующий внимание. Такой текст надо не слушать, а именно читать - неторопливо и вдумчиво.

Спектакль этот - об одиночестве, любви и старости. Безнадежно больной ( онкология ) и старый ювелир знает, что скоро умрет, но относится к этому достойно, без обид и упреков. Он вспоминает - и воспоминания его оживают на экране, где мы видим двух молодых счастливых людей. Ювелир тогда тоже готовился к юбилею ( 30-летию ) и уже имел репутацию выдающегося мастера. А она была английской принцессой и готовилась к своему коронованию, и в мастерскую пришла, чтобы посмотреть, как ювелир украсил драгоценными камнями ее будущую корону. Оказалось, что даты его 30-летия и ее коронации совпадают. Они разговорились друг с другом, у них оказалось так много общего. Проговорили всю ночь. Он влюбился сразу и навсегда. Утром она сказала, прощаясь, что обязательно приедет на его 90-летний юбилей, т.е.через 60 лет. И они тогда опять обо всем поговорят. Пошутила ? А он ждал. Все 60 лет.

 Ювелир тогда уже был женат, у него подрастал сын. Жили они хорошо и безмятежно, время текло, приближалась старость. Но он продолжал любить далекую женщину-мечту. И все знали об этом. Подступило незаметно 90-летие. Главный герой безнадежно угасает и почти ослеп, но цепляется за жизнь, не уходит, продолжает ждать. Она же обещала прийти.

Тогда жена умирающего ювелира, переодевшись в старую королеву, пришла к нему, как та когда-то обещала. И он поверил. Они поговорили ИМЕННО ТАК, как он мечтал все это время. Королева подарила ему коробку дорогих шоколадных конфет " Принц Чарльз " ( это маленький бизнес моего сына ), а ювелир подарил королеве ожерелье, которое тайком от жены по крупицам собирал долгие годы.

Все, можно уходить. Он у всех просит прощения, сам всех прощает и покидает земной мир со светлой душой. Теперь пора. Исполнилась, сбылась его далекая мечта, которая была ИСТОЧНИКОМ ЕГО ЖИЗНИ на протяжении 60 долгих лет.

На экране появляется надпись - " Дальше была тишина ". Тихая музыка вдруг прерывается, в зале - звенящая тишина. Появляются на экране слова " Аплодисменты ". Притихший зрительный зал молчал какое-то время, а потом грянул ШКВАЛ аплодисментов.
Владимир и Людмила Романовы.

понедельник, 16 мая 2016 г.

Отзыв о спектакле " Макбет "

Отзыв о спектакле " Макбет "
 Макбет " в постановке Яна Клята  - яркое, красочное и невероятно динамичное зрелище, изящно и эстетично сделанное в стиле модерн, гармонично сочетающее элементы драматической трагедии, мюзикла и театрального шоу.
Это необыкновенное театральное действо смотрится на одном дыхании, завораживает и буквально гипнотизирует. Но идти на него, все-таки, желательно подготовленным, что позволит в полной мере понять чрезвычайно выразительный театральный язык режиссера и оценить его интересные, неожиданные ходы ( коих в спектакле великое множество ).
Очень впечатлил бесшумно летающий и парящий над сценическим пространством неприметный " беспилотник ", тревожно мигающий сигнальными огнями, - зловещий посланец из потустороннего мира, пристально следящий за тем, что происходит вокруг. На экранах в режиме "онлайн" транслируются фрагменты развивающегося действия.
Бесстрашный воин Макбет однажды попадает под влияние темных сил, и теперь судьба храброго солдата, а также жизни множества людей оказываются во власти  мутных и недобрых пророчеств зловещих ведьм. Режиссер эмоционально-достоверно воссоздает гнетущую, тревожную атмосферу надвигающейся стихии насилия. Световое и музыкальное оформление спектакля, а также напряженно " шарящие " по залу прожектора обостряют зрительское восприятие. Зародившиеся в потемневшей душе Макбета пороки гордыни и черной зависти порождают в нем безумное желание добиваться намеченной цели любым путем, не взирая на жертвы.
Необыкновенно сильное впечатление произвел дополнительный экран, сделанный в виде " третьего глаза ", зрачок которого обращен как бы в душу Макбета. В этом зрачке отражаются злодеяния, отравляющие душу главного героя. Таким образом, в процессе спектакля зритель наблюдает не только за основным действием ( происходящим на сцене ), но и " параллельным " ( в сознании и душе Макбета ).
Быть может, чрезмерное увлечение формой где-то мешало Яну Клята более детально препарировать трагичность происходящего. Тем не менее, в его постановке присутствуют мощь и глубина, а сила ее эмоционального воздействия - просто потрясающая.
Это во многом определяется виртуозной, точно сбалансированной  игрой блистательного актерского ансамбля. Великолепны работы Игоря Хрипунова, Розы Хайруллиной, Дениса Бургазлиева. Убедителен и харизматичен могучий Алексей Кравченко в роли Макбета.
Особо хочется отметить студентов Театральной школы Олега Табакова - восхитили их профессионализм, экспрессия и бурлящая сценическая энергетика.
Жаль, что во время действия порою начинал резонировать звук, что несколько мешало восприятию спектакля.