воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Спектакль " ИОВ ", показанный в рамках режиссервской лаборатории МХТ

СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ПОКАЗАН В РАМКАХ РЕЖИССЕРСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МХТ   2-го июня 2015 года, на Новой сцене МХТ.

В центре повествования - ОТЕЦ и СЫН. Сын - успешный специалист высокого уровня, аналитик, работает в какой-то большой Корпорации. Добился в жизни всего самостоятельно, т.к. Отец ( в прошлом - знаменитый математик и очень не бедный человек ) в свое время бросил жену с сыном и ушел к другой женщине. Долгие годы Сын думал об Отце, копил в душе обиды, и, наконец, решился-таки разыскать его, посмотреть в глаза и высказать все накипевшее. Им с матерью всегда представлялось, что Отец живет беспечно и богато, но на деле Сын увидел полуразвалившуюся избу в глухой деревеньке и беспросветную нищету. Отец лежал парализованный, беспомощный и бессловесный ( не мог говорить ). Он потерял в жизни абсолютно все. Его новая жена считает, что это Господь покарал его за прежние грехи. Приемная дочь Мария переживает трагедию в личной жизни, а младшая дочь, обладающая незаурядными математическими способностями, уже давно не ходит в школу. Жена выбивается из сил, но как-то еще " тянет " семью. Все безнадежно плохо. Как жить ?  Где выход из тупика и есть ли он вообще ?

Спектакль поднимает ИЗВЕЧНУЮ философскую проблему о взаимоотношениях человека и Бога, затрагивая вопросы веры и безверия, Божьей милости и Божьей кары.

Зачастую люди относятся к вере в Бога весьма поверхностно, рационально и меркантильно ( по принципу - " я тебе, ты мне " ), убежденно считая, что за их послушание и веру Господь обязан делать для них только хорошее. Но это - иллюзия веры, самообман. Истинная вера вовсе не гарантирует немедленного разрешения всех наших проблем. Ее сила заключается совсем в другом - она во многом определяет наше мироощущение и формирует " духовный стержень " - силу нашего духа, глубинную доброту и убежденность в своей правоте, не дает нам ожесточиться, потеряв себя, и помогает достойно, спокойно и упрямо переносить жизненные невзгоды.
Да, в жизни часто все бывает совсем не так, как нам хотелось бы. Но не надо в своем безверии злобиться и роптать на Бога, как это делает Мария ( приемная дочь Отца ). А ее верующая мать, напротив, смиренно несет свой тяжкий крест, постоянно находя для этого новые и новые силы, которые дают ей духовная убежденность и настоящая, глубокая Вера. Каждый человек свободен в своем выборе - верить или нет.

За все в жизни приходится расплачиваться - и если не нам, то нашим близким.

Сын, первоначально настроенный крайне негативно по отношению к Отцу, сумел перешагнуть через личные обиды и разморозить свое сердце. Он заехал на часок, а остался на семь дней, все более и более привязываясь к этой семье, которая теперь для него была уже не чужой, и проблемы которой стали отныне его проблемами. А через семь дней Отец подозвал Сына, крепко сжал его руку, назвал по имени и умер. Это было - как покаяние перед смертью. Господь услышал и принял его грешную душу.

Людям надо учиться понимать и прощать друг друга и чаще делать добро. Тогда поселится в душе Любовь и откроется дорога к Храму. Примерно на такой светлой ноте и заканчивается этот спектакль - очень нужный и очень талантливый, сделанный современно и профессионально.

Постановка эта будет, конечно же, дорабатываться и шлифоваться. Но одно бесспорно - ее нерв нащупан правильно. Спектакль задевает за живое, заставляет думать. Режиссер-постановщик Саша Денисова отчего-то застеснялась выйти на сцену, на поклонах появиласб лишь один раз, мельком. Быть может, была чем-то не очень довольна.

Хочется отметить тонкое, аскетичное, но, тем не менее, емкое и выразительное оформление сценического пространства. Вместо стен комнаты - черные и гладкие доски ( как в учебных учреждениях ), на которых по ходу спектакля персонажи куском мела пишут названия мизансцен и рисуют некоторые предметы, о которых идет речь ( в том числе - огромное количество математических формул ). Это было очень выразительно ( похожий прием художник Лариса Ломакина использовала и в " Деревне Дураков " ).

Интересное музыкальное оформление спектакля. По ходу действия актеры иногда пели, как бы излагая сюжет в песне. Был классный профессиональный музыкант ( играл на синтезаторе и гитаре ) . Энергетика живого звука оказывала большое эмоциональное воздействие на зрительный зал. Очень удачно подобрана песня Виктора Цоя ( " в наших глазах " ), которая прозвучала в концовке в блестящем ( !!!!!!! ) исполнении актеров и музыканта. Они пели в полуметре от нас - мороз бежал по коже.
Владимир и Людмила Романовы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий