среда, 16 марта 2016 г.

" КОНТРАБАС ", реж. Глеб Черепанов, МХТ


Спектакль " Контрабас " , поставленный Глебом Черепановым по повести Патрика Зюскинда, мы смотрели 21 ноября 2015 г.

Философски утонченный, глубокий, иронично-печальный спектакль, сделан в жанре трагифарса. Эта замечательная постановка лишена традиционных недостатков моноспектаклей ( перегруженность текстом, некая монотонность изложения, затянутость действия ). Ничего этого здесь нет. Два часа на сцене блистательно лицедействовал Константин Хабенский - на одном дыхании, на обнаженном нерве, динамично, ярко и виртуозно. Веришь ему безоговорочно. Этот мощный актер энергетически выложился в тот вечер по-максимуму. Давно мы не слышали таких бурных и искренних зрительских оваций и не видели такого количества преподнесенных цветов.

Этот спектакль - о беспросветном одиночестве, гибели таланта, постепенной деградации личности и угасании души. Это драма человека, обманывающего самого себя и занимающегося нелюбимым делом. Герой Хабенского живет в абсолютно закрытом для посторонних мире. Его квартира полностью звукоизолирована ( многочисленными матрасами ), даже окна заделаны. Первые минут десять Хабенский играет без слов. Но по тому, как нервно его герой переодевается, какую одежду носит, как двигается и смотрит в зал, видно, что перед нами - ярко выраженный неудачник, очень одинокий, нелепый и несчастный человек. Спрятался от окружающего мира в свое изолированное жилище, как в скорлупу. У него абсолютно никого нет - ни жены, ни родителей, ни друзей. Есть только МУЗЫКА и Контрабас, на котором он играет в оркестре и которого любит и ненавидит одновременно. Контрабас для него - живое и родное существо, с которым герой разговаривает, спорит и на которое порой даже обижается.

Несколько слов о сценографии. Декорации лаконичны, но очень выразительны и функциональны. Каждый предмет несет в себе совершенно конкретное предназначение. Нет ничего лишнего - все максимально работает на содержание. Особенно впечатлили матрасы, которыми обита комната героя. Они олицетворяют не только предельную изолированность, но и необыкновенную ДУХОТУ атмосферы существования музыканта.

В начале спектакля контрабасист держится с большим достоинством, рассказывает зрителям о преимуществах контрабаса, о его необыкновенном звучании, монументальности и о том, что ни одно серьезное музыкальное произведение не может обойтись без контрабаса, поэтому он очень нужен оркестру. Приводит интересные факты из жизни великих музыкантов и т.д. Короче, старается убедить себя в том, что у него в жизни все замечательно и он всем доволен. Но чувствуется, что эти пространные рассуждения - некая психотерапия, самоуспокоение.

Все меняется в тот момент, когда контрабасист влюбляется в певицу - солистку симфонического оркестра, в котором он играет. Приходит конец его спокойствию. Он внезапно остро ощущает свою ущербность и ненужность и с болью рассказывает о том, что в иерархии оркестра занимает последнее, 16-е место. И никаких перспектив для роста ! Его в оркестре вообще толком не видно и не слышно, с ним никто не общается, многие даже не знают о его существовании. Уйдет - и никто не заметит. Зарплата небольшая. Ненавистный Контрабас - олицетворение жизненных неудач - нелепый, огромный, неподъемный инструмент с ограниченными музыкальными возможностями. Оказывается, ни один серьезный композитор не пишет музыкальных произведений для контрабаса - для этого есть другие, нормальные инструменты ( скрипки, кларнеты и проч. ). Герой прекрасно понимает, что совершенно не интересен певице, в которую влюбился. Но, тем не менее, постоянно мечтает о ней, уходя в самые буйные и несбыточные фантазии. Эта женщина олицетворяет собой МУЗЫКУ, в которую музыкант влюблен с самого детства. В душе его вдруг просыпаются сильные чувства, он как бы выходит из духовной спячки и по ночам пытается писать большое музыкальное произведение - для контрабаса и женского сопрано.
Но все это мечты. Герой видит, что певицу совсем не интересуют ни он, ни его его убогий контрабас. Ее предпочтения отданы дирижеру, композитору, ведущим солистам оркестра, а его она просто не замечает. Даже технический директор сцены ей более интересен, чем он ! И музыкант потихонечку выпивает, ощущая безысходность и никчемность существования.

Как же важно в самом начале жизненного пути нащупать СВОЮ дорогу, правильно выбрать точку отсчета и вектор последующего движения к заветной цели, не взирая на возможные искушения, соблазны и врЕменные разочарования.
В свое время наш герой был очень музыкально одаренным ребенком. Но из вредности, чтобы насолить родителям, устроился в оркестр на вакансию контрабасиста. Хотел что-то доказать, потом наделал еще массу ошибок и необдуманных поступков. В итоге - имеет то, что имеет. Талант измельчал и душа угасает. Вынужден постоянно ходить на постылую работу и заниматься нелюбимым делом. Герой с горечью осознает, что прожил чужую жизнь.
И вот он опять утешает себя. Ведь жизнь его не так уж и плоха - работает в государственном оркестре, получает нормально, работа стабильная, хорошая пенсия в будущем. Да и на работе можно не особо напрягаться - как ни играй, никто не обратит внимания на звуки его контрабаса.

Но теперь жизнь неудачника переменилась. Она озарена МЕЧТОЙ. Жизнь обрела смысл, ему вдруг нестерпимо захотелось вылезти на свет Божий из своей тараканьей щели и совершить ПОСТУПОК. Завтра должен быть большой концерт, на котором будут присутствовать даже члены правительства. Будет петь эта певица и играть его оркестр. Герой решает, что завтра, перед ее выступлением, он вылезет из задворков оркестровой ямы, поднимется в полный рост и объявит всему залу, что любит эту женщину. И тогда она, наконец, заметит его, а быть может, они даже поговорят. " Завтра об этом будет напечатано в газетах ! " - взволнованно кричит Хабенский. " Да, будет грандиозный скандал, меня выгонят с работы, но я так сделаю !!! ". Это,  по-видимому, опять фантазии. Он понимает, что ПРОПАДЕТ без Музыки и Оркестра, т.к. в жизни больше ничего не умеет. Замкнутый круг.

Охваченный неуправляемой стихией эмоций, герой Хабенского нервно раздевается и замачивает в тазике фрак и брюки, чтобы постирать их, высушить и погладить - для завтрашнего РЕШАЮЩЕГО концерта. Живя в своем виртуальном мире, он не в состоянии совершать реальные поступки. Да ему этого и не надо. Достаточно их лишь ОБОЗНАЧИТЬ и снова погрузиться в свой деформированный мир фантазий.

Да, его любовь - недостижимая МЕЧТА. Но она ЕСТЬ, а поэтому появился и смысл жизни ( именно жизни, а не существования ). Душа обрела точку опоры, пусть даже несколько зыбкую. И как знать, в бессмысленной и ненужной жизни музыканта-неудачника все еще может измениться. Режиссер, вроде бы, оставляет герою такую надежду. Занавес.

Но спектакль еще не закончился. Занавес открывается. Теперь на сцене двое - наш контрабасист и певица, в которую он влюблен. МЕЧТА материализовалась. Герой играет на контрабасе свое произведение, написанное специально для нее, а она стоит рядом. Они минуты три на сцене вместе - он играет, она поет. Недостижимая гармония. Сладостная Мечта. Но вот песня закончилась и МЕЧТА исчезла, растаяв в сумраке кулис. Возвращается повседневная реальность. Стоит отрешенно на краешке сцены несчастный музыкант - нелепый, неприкаянный, бесконечно одинокий, в мокром костюме. Ему холодно и неуютно в чужом и враждебном реальном мире, в котором у него есть только один-единственный друг - Контрабас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий