воскресенье, 13 марта 2016 г.

Спектакль " Дуэль " в МХТ, режиссер А. Яковлев



Эта замечательная постановка во многом пример того, как надо ставить русскую классику. Антон Яковлев поставил " Дуэль " Чехова современно, остро, вразумительно, с максимально бережным отношением к первоисточнику, наполнив сценическое воплощение пьесы своим собственным, неповторимым звучанием. Режиссеру удалось очень точно нащупать пульсирующий нерв чеховского произведения
.
Хочется отметить выразительную и емкую сценографию спектакля, где все имеет свое назначение и несет конкретный смысл, а также - очень оригинальное музыкальное сопровождение.
.
О чем спектакль ? Не только о дуэли между двумя антиподами - Фон Кореном и Лаевским. Это размышления о человеческой жизни, о поиске ее смысла , об ответственности за свои поступки, и о многом другом. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, это спектакль о русской душе - мятущейся, погрязшей в грехах и пустых мечтаниях. Глубокий анализ того, как зарождается в душе человека вера в критические моменты его жизни.

В знаменитом фильме Хейфица " Плохой хороший человек " характеры героев показаны достаточно схематично, их поступки порою выглядят маловразумительными и не очень понятными. А.Яковлеву в своей постановке удалось добиться необыкновенной сценической гармонии, целостности действия, достоверности происходящего и правды характеров. Он сумел воспроизвести неповторимое ощущение скрытого конфликта, в котором находятся многие герои, нащупать " тревожную " сценическую энергетику и воссоздать наэлектризованную атмосферу предгрозового напряжения.

По большому счету все персонажи пьесы не являются положительными героями в традиционном понимании. Мы видим людей, ранее не знакомых друг с другом, которые волею судеб случайно оказались вместе на Кавказе. У каждого своя жизнь, своя правда. Но по воле рокового случая оказались рядом и соприкоснулись две полярные, антагонистические личности - Лаевский и Фон Корен. Первый из них - человек, смысл жизни которого состоит в удовлетворении собственных желаний. Он предельно эгоистичен, его бессмысленная и ущербная жизнь не имеет цели. Этот человек без нравственного стержня находится в полнейшем духовном тупике и подспудно осознает это, но не может из него выбраться. В его измученном и нервном сознании порою зарождается вопрос о смысле существования, но ответа на него он найти не в состоянии, грешная душа давно потеряла точку опоры.

У Фон Корена, напротив, есть четкая цель жизни - это его любимая профессия, он настоящий фанат своего дела. Педантичный, трудолюбивый, жесткий бескомпромиссный человек. Смысл жизни - работа до седьмого пота и усовершенствование профессиональных качеств. Материалист и рационалист, он отрицает веру и духовность, и в этом - его ограниченность и ущербность, как личности.

Не смотря на то, что два этих человека живут по-разному, их объединяет то, что оба они далеки от Бога.

Несчастная, недалекая, запутавшаяся в страстях Надежда Федоровна в своем бездумном существовании - во многом под стать Лаевскому ( филигранная работа Натальи Рогожкиной ).

Но есть в спектакле два особых персонажа ( дьяк Победов и фельдшер Самойленко ), которые не заняты поиском смысла жизни, а живут в ладу с собой и окружающим миром. Особо колоритен Самойленко в блестящем исполнении Дмитрия Назарова. Его герой не вкалывает до седьмого пота, как Фон Корен, никому не завидует и никого не осуждает, живет легко и счастливо, искренне неся всем друзьям добро и радость. И он, и дьяк убежденно считают, что на все - промысел Божий.

Фон Корен часто спорит с Самойленко и Победовым, обвиняя их в потребительском отношении к жизни. А Лаевский его раздражает уже до ненависти. Бессердечие и нетерпимость Корена граничат с рационалистичной жестокостью ( " таких, как Лаевский, надо уничтожать, как вредных насекомых " ). Дмитрий Миллер ( в отличие от Высоцкого в фильме ) делает своего героя крайне неприятным и даже антипатичным, обнажая неприглядные стороны его натуры.

Такие люди, как Лаевский, заслуживают не физического истребления, а сочувствия и жалости. Он мучается, мечется, поступки его спонтанны и чрезмерно эмоциональны, а порою - истеричны и отвратительны. Этот человек не в ладах с самим собой, его деяниями руководит бес ( разрушительное " второе я " ), поселившийся в опустошенной, искалеченной, грешной душе. Бес постоянно искушает его, провоцирует, заставляя страдать, толкает в пропасть, к самоубийству. Лаевский не может, не в состоянии справиться с самим собой. Программа его самоуничтожения включена, " обратный отсчет " времени запущен. Что же может спасти " плохого хорошего человека " ?

Литературоведы считают " Дуэль " единственным христианским произведением Чехова, где отчетливо звучит христианская заповедь милосердия и любви к ближнему. Антон Яковлев в своей постановке ориентировался именно на такую направленность пьесы. На дуэли никто не погиб, Фон Корен и Лаевский остались живы. Но состоявшаяся реальная дуэль - лишь отправная точка для последующей духовной трансформации героев, когда они начинают осознавать, как им жить дальше. В их мировоззрении наступил тот самый переломный момент, когда рушатся привычные стереотипы, а люди изменяют свои взгляды. Как правило, подобное происходит в критические моменты человеческой жизни.

Дуэлянты простили друг друга и примирились с окружающими, и многое изменилось в их сознании. Режиссер видит будущее своих героев на пути духовного самосовершенствования и последующего обретения веры в Бога. Кроме наличия профессиональных качеств человек доложен обладать прочным нравственным стержнем. Бог есть Любовь. Он - в душе каждого, кто в него верит. С любовью в сердце и верой в душе познается высший смысл существования.

Вера порождает в человеке духовную гармонию, проявлением которой являются истинное милосердие, бескорыстие, терпимость и умение прощать. В спектакле идею милосердия выражает чудаковатый и добрый дьяк Победов ( Валерий Трошин ).

Путь к истинной, выстраданной вере лежит через глубокое осознание своих грехов и искреннее ПОКАЯНИЕ. И самое трудное на этом пути - преодоление себя, победа над собой - ДУЭЛЬ С САМИМ СОБОЙ. Вот об этом и поставлен спектакль.

Лаевский медленно, но верно движется по данному пути. В конце действия это уже совсем другой человек, душа которого постепенно обретает точку опоры и покой, в жизни появляется смысл, возникает искреннее желание работать, в поведении ощущаются спокойствие и уверенность. Зарождается духовный стержень. Александр Усов сыграл своего героя самозабвенно и достоверно, с внутренней болью и испепеляющей самоотдачей.

В ожесточенной и непробиваемой душе Фон Корена тоже что-то круто изменилось. Исчезла прежняя непримиримость и бескомпромиссность, он стал мягче и даже добрее. Очень сильно поставлена и сыграна финальная сцена - прощание Фон Корена с Лаевским. Один из них остается на берегу ( Лаевский ), другой - уплывает в бескрайнюю морскую даль на лодке. У каждого свой путь. Но они уже не враги - сумели простить и во многом понять друг друга. Не осуждая и ничего не не навязывая - у каждого своя правда. Но движутся эти двое в одном направлении, и почему-то кажется, что они еще встретятся. По крайней мере, очень хочется, чтобы это в будущем произошло, и режиссер в финале дарит такую надежду.

Этот замечательный спектакль необычайно актуален и по сей день, он  - о вечных проблемах человеческого бытия.

СТИХИ, РОДИВШИЕСЯ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ



Опять смеется он, дразня,
Самолюбивый и ничтожный.
Живет в душе моей тревожной
Другой, похожий на меня.

Эгоистичен и ленив,
Меня давно он раздражает,
Друг друга мы не уважаем,
Так почему ж еще он жив ?

Бывает он глумлив нередко,
Его никак не приструнить.
Решил я все переменить -
Убить проблему пулей меткой.

Но у дуэльного барьера
В себя я выстрелить не смог,
Переиграв в условный срок
Неотвратимость высшей меры.

Моя измученная плоть
В рулетку русскую играет.
Душа без веры умирает.
Не оставляй меня, Господь !

Владимир Романов, 19 -20 мая 2014 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий